Туристические достопримечательности Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург (Ленинград) -

Чугунное кружево

Сопроводительный комментарий В. Проценко к серии фотографий.

Более двух с половиной столетий стоит на берегах Невы этот город незабываемых архитектурных ансамблей, улиц и площадей, дворцов, парков, набережных нз гранита и металла.
Нет ему в мире равного по богатству чугунного убранства. «Узор чугунный» плывет вместе с водами рек, стоит, охраняя покой дворцов и парков, рассказывает о славном прошлом русского оружия, поэтически настраивает. Строгая красота линий оград Летнего сада, Казанского собора, ажур перил набережных и мостов - эта нескончаемая мелодия чугунных кружев составляет неповторимость и одну из особенностей Ленинграда.
Применение чугуна в русской архитектуре имеет свою богатую историю. К началу XVIII века Петр I открывает заводы, где отливают чугунные декоративные украшения для Петербурга. В 1747 году был сооружен Каслинский завод, прославившийся художественным литьем. С этого времени город стал активно обрамляться ажурным кружевом чугунных оград. Великие зодчие и мастера сумели тонко и органично вписать их в архитектурный облик Петербурга. Монументальным величием, красотой пропорций и ритмов отличаются создания Фельтена, Ринальди, Росси, Воронихина, Кваренги.

В области обрамления набережных Невы и каналов много работал архитектор Е. М. Фельтен. Четкие пропорции оград Невы, перила канала Грибоедова вместе с гранитом набережных как бы сдерживают своим монолитом суровую реку. В тихих протоках, каналах перила мостов, перекинутых через неширокое пространство воды, звучат уже по-другому: они отличаются лиричностью и богатой декорировкой. Архитектор В. П. Стасов в перилах Певческого моста добивается легкой гибкости и певучести материала, сохраняя упругость и твердость его. Каждый мост Ленинграда можно назвать одной из многочисленных архитектурных мелодий города, разнообразию которых нет предела.
Свои условия художественного оформления диктовали архитектурные ансамбли, парки. Много выразительных образов создано в этом жанре. Восхищает ограда Летнего сада (автор Е. М. Фельтен) тонким ажуром полос с элементами изящного орнамента. Ее образ легок, прозрачен и совершенно гармоничен. Решетка Смольного монастыря (автор В. П. Стасов) представляет декоративную двухъярусную композицию с богато украшенным фризом.

Одно из лучших произведений русского декоративного искусства - чугунная ограда Казанского собора. Она выполнена по проекту архитектора А. Н. Воронихина. Величественная полукруглая ограда сложна по построению и исполнению. Вся композиция заключена в красные колонны из финляндского гранита. Верхняя часть решетки исполнена в характере античного орнамента. Помимо сложности композиции ограда представляет собой непревзойденный образец тонкости отливки, которая была произведена на Петрозаводском заводе. Впоследствии многие ее мотивы нашли отражение в работах разных мастеров.

Торжественной парадностью отличается ограда Михайловского дворца К. И. Росси. Здесь прекрасно найдены пропорции каменных устоев калиток и ворот, украшенных элементами военной арматуры. Расположенный вблизи дворца мост через Лебяжью канавку украшен ажурными перилами со щитами, копьями и ветвями. Решетки моста и дворца решены в единой композиции. Это одно из наиболее удачных произведений художника.

Городское строительство наших дней, возрождая традиции художественного чугунного литья, дает с каждым днем все новые доказательства безграничных возможностей применения этого рода искусства в облике современного города.

Обратите внимание! В центре открылась новая выездная фотостудия.

   
копирование запрещено   copying prohibited